В статье даны рекомендации родителям по профилактике травматизма
Памятка родителям
Профилактика детского травматизма
Могучая духовная сила воспитания заложена в том,
что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.
В.А. Сухомлинский
Уважаемые родители, задумайтесь!
По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ):
- «Ежедневно во всем мире жизнь более 2000 семей омрачается из-за гибели ребенка по причине неумышленной травмы или «несчастного случая», которые можно было бы предотвратить...».
- «Ежегодно по этой причине погибает более 1 000 000 детей и молодых людей моложе 18 лет. Это означает, что каждый час ежедневно гибнет более 100 детей...»
• Более 3 млн. детских травм регистрируют ежегодно медицинские учреждения России. Таким образом, в больницы в связи с травмами обращается каждый восьмой ребенок в возрасте до 18 лет.
Большинство травм (до 80 %) школьники получают во время перемен. В коридорах после урока одномоментно скапливается большое количество детей, они бегают, выплескивая скопившуюся за урок энергию, сталкиваются, падают, хлопают дверью — травмы неизбежны. Также возможно получить травму на уроках физкультуры, труда, физики или химии. Эти случаи обусловлены в основном нарушением правил безопасности.
Травмы и повреждения бывают самые разные. Но чаще всего обращаются с ушибами, переломами, полученными вследствие падения (с лестницы, перил, после столкновений и т.д.). Причем переломы рук, точнее предплечья или ключицы, происходят в 4-5 раз чаще, чем переломы ног.
Дети получают травмы, в силу своих эмоционально-психологических особенностей. С одной стороны, ребенок обладает очень высокой активностью, с другой — еще не может адекватно оценить последствия своих действий, как и степень опасности некоторых из них для себя и окружающих.
Рекомендации
- В семейной беседе составьте с детьми перечень мест, уроков, видов деятельности, где любой ученик, по неосторожности, мог бы получить травму. Таким образом, вы активизируете мыслительные способности ребенка.
- Далее, поиграйте в игру, кто больше смоделирует ситуаций, которые могут нехорошо закончиться, и сразу после каждой обсудите – что делать нельзя и как предотвратить неприятные последствия.
- Важно научить ребенка прогнозировать и предвидеть опасные ситуации и возможные последствия этой ситуации.
- Расскажите и объясните детям, как опасна игра с острыми предметами (ручки, линейки, пеналы и т.п.) Такое «оружие» нередко приводит к ранению глаз, в результате – полная или частичная потеря зрения.
- Научите и объясните ребёнку важность соблюдения правил безопасного поведения в общественных местах.
- Важно объяснить, и донести до ребёнка, что драка — это неприемлемый способ выяснения отношений, ведь всегда можно избежать конфликта (договориться).
- Расскажите и объясните детям правила безопасного поведения на детской площадке.
- Важно много раз проговорить с ребенком о безопасности во время прогулки.
- В жизни ребенка должна присутствовать адекватная его возрасту физическая нагрузка, возможность выплескивать постоянно накапливающуюся у него энергию. Направить ее в мирное русло и тем самым привив своему ребенку любовь к спорту. Не стоит заставлять ребенка, давлением можно только отпугнуть. Весьма эффективен личный пример.
- Ребенок, занимающийся каким-либо видом спорта, не только физически крепче, но и, как правило, эмоционально более стабилен, обладает хорошей координацией, владеет способами подстраховки, умеет группироваться при падении, лучше осознает степень опасности некоторых действий.
- Если вес портфеля стремится к весу вашего ребенка, то это повод задуматься и скорректировать его содержимое
Рекомендации родителям старшеклассников.
- Разговаривайте со своими детьми. Обсуждайте неприятные происшествия в его жизни.
- Употребляйте в разговорах фразы – не все измеряется силой, встань на его место, выдержка, не достойно утверждаться за чужой счет – должны быть включены в конструктивный разговор. Ум дороже золота, разум силу победит – это говорили своим детям папы уже более 100 лет назад.
- Важно объяснить, и донести до подростка, что драка — это неприемлемый способ выяснения отношений, ведь всегда можно избежать конфликта (договориться).
- Важно объяснять правила выстраивания отношений со сверстниками и с противоположным полом.
- Важно научить ребенка прогнозировать и предвидеть опасные ситуации и возможные последствия этой ситуации.
Травмоопасные места в школе
- Столовая – прекрасное место встречи всех голодных детей. В стенах собственной кухни, на примере приготовления к трапезе, сервировки стола и употребления пищи покажите ребенку те части тела, которые травмируются в первую очередь. Спешка, температура блюд, скорость их поедания (а это тоже может стать травмирующим фактором – поперхнулись), колющие предметы, стеклянная посуда – обо всём этом можно поговорить заранее.
- Об окнах стоит поговорить особо – от поведения детей здесь может зависеть их жизнь или жизнь тех, кто рядом.
- Двери также представлять опасность – открываем и закрываем их медленно и аккуратно
- Лестница. При движении по лестнице могут толкнуть и при падении можно сломать что-нибудь. Для избегания этого необходимо двигаться всем поднимающимся в одном направлении, спускающимся в другом.
- Рекреация. В школьных коридорах и рекреациях часто случаются столкновения учащихся друг с другом и колоннами
- Спортивный зал. Обеспечить своему ребенку безопасность в спортивном зале на уроках физкультуры мы с вами можем: одевая удобную спортивную форму, нескользкую спортивную обувь, развивая координацию движений, владения своим телом.
Ситуации, в которых дети получают травмы, остаются неизменными.
Поэтому задача пап и мам – объяснить ребенку, чем может закончиться шалость!
Мы в ответе за жизнь каждого ребенка. Безопасность детей - наша с вами забота!