Вы знаете, что поверхность классического футбольного мяча состоит из слегка искривленных правильных пятиугольников черного цвета и правильных белых шестиугольников и представляет собой многогранник, называемый усеченным икосаэдром?
«Еще вчера и мы не задумывались об этом, как и о том, сколько целых оборотов сделает заднее колесо старинного велосипеда «Паук», представленного как музейный экспонат, за один оборот переднего колеса, а сегодня можем посчитать», - так говорят учащиеся 7М класса, которые в сопровождении учителей школы Е.А.Соловьевой, Т.В.Плотницкой и Е.М. Козьминой впервые участвовали в городском проекте «Урок в музее» и посетили государственный музей Спорта в центре Москвы.
Тема урока – «Математика и спорт». Разделившись на группы, ребята в течение двух часов изучали музейные экспонаты. Путеводителем по залам был не привычный экскурсовод, а рабочая карта ученика. Она направила сначала в зал «Зарождения спорта», затем в залы «Хоккей», «Футбол», «Технические виды спорта», где учащиеся самостоятельно занимались измерениями, решали задачи, касающиеся футбольного инвентаря и эффективной тактики расстановки игроков на баскетбольной площадке.
Если кому-то кажется, что это легко и не требует математических навыков, логики, смекалки и элементарной внимательности, то он ошибается. Но сколько удовлетворения испытали ребята, когда поддалась первая задача, и стало ясно, что диаметр переднего колеса велосипеда «Паук» - 120 сантиметров, а заднего – в три раза меньше. Все задачи были практико-ориентированными.
Теперь ребята могут подобрать лыжи согласно росту не только себе, но и известным лыжникам, чьи имена и кубки представлены в «Зале олимпийской славы». Теперь ребята могут определить масштаб макета самолета «Моран-Ж», висящего под самым потолком, измерив для этого диаметр колеса самолета на макете.
Время пролетело незаметно. Пора заканчивать решение умных задач. А ребята так вжились в музейную обстановку, что, уходя, некоторые из них заговорили метафорами: «Мне всё очень понравилось, я будто оказался в бесконечных математических коридорах, где геометрические законы не действуют».
Репортаж с места событий