Устное, или итоговое, собеседование сдают все выпускники девятых классов во вторую среду февраля. В 2025 году это будет 12 февраля. От результатов собеседования зависит допуск к основному государственному экзамену. Состоит оно из четырех заданий. Оценки за него не ставят, только «зачет» или «незачет».
О структуре собеседования, критериях оценивания и методах подготовки рассказала учитель русского языка и литературы Барышева Светлана Викторовна.
Для чего проводится собеседование
Собеседование проверяет коммуникативные навыки выпускников девятых классов, а именно: чтение текста вслух, пересказ с включением цитаты, способность к монологу и диалогу. Также итоговое собеседование служит допуском к ОГЭ. Для успешной сдачи необходимо набрать минимум 10 баллов из 20.
Структура экзамена
Экзамен состоит из двух частей, включающих четыре задания. Первая часть — чтение текста вслух и подробный пересказ с цитатой. Во второй части ученик рассказывает монолог и участвует в диалоге.
Первое задание - чтение текста
Участнику дают текст из четырех абзацев на 170—200 слов, обычно он посвящен выдающимся согражданам прошлого и настоящего: ученым, изобретателям, космонавтам, писателям, врачам, спортсменам.
На подготовку к чтению ученику дают две минуты. За это время нужно обратить внимание на все имена, фамилии, даты, города, термины, которые могут вызвать затруднения при прочтении.
За это задание дают максимум 3 балла. Его оценивают по трем критериям: интонация, темп чтения, правильное прочтение слов. За соответствие каждому критерию дают один балл.
Самые частые ошибки, из-за которых снижают баллы:
Если у ученика есть дефект речи, на оценку он не повлияет.
Второе задание - пересказ
После чтения вслух участник пересказывает текст, цитируя приведенное высказывание. Время на подготовку — две минуты.
В этом задании у школьника есть поле для заметок. Всё, что он успеет записать, можно спокойно использовать при пересказе. Во время ответа у ученика забирают исходный текст, оставляют только черновик и цитату.
Поскольку у всех экзаменационных текстов одинаковая структура, из каждого абзаца достаточно вычленить микротему — главное, буквально одну-две фразы — и составить из них целостный текст, не искажая его и не добавляя микротемы. Например, в пересказе текста из четырех абзацев должно быть четыре микротемы: лучше придерживаться логики исходного варианта.
В микротеме важно не просто вставить высказывание, но и назвать источник. В этом помогут фразы вроде:
Некоторые думают, что цитату можно просто добавить в конце. Это не совсем так: иногда в тексте описаны конкретные события, цитата приводится одного из участников, с его мнением, оценкой и так далее. Поэтому ошибочно добавлять цитату в конец, если по контексту она вписывается в другое место.
Максимальный балл за это задание — 4. Самые частые ошибки включают фактические неточности вроде неправильной даты или имени, пропуск цитаты или микротемы, бедность синтаксиса. Если упущена одна микротема, снимут балл.
Точные даты можно не озвучивать, а просто указать век, например «в первой половине 19 века». Если не уверены, совсем не говорите дату. Многие выпускники, готовясь к пересказу, забывают о цитате и теряют два балла. Если же цитата просто прочитана — минус один балл, потому что цитирования не было. Как правильно привести цитату:
Третье задание - монолог
В этом задании ученику предложат выбрать один из трех типов речи: повествование, описание или рассуждение — и придумать текст минимум из 10 фраз-предложений. На подготовку к монологу дают одну минуту, пользоваться черновиком нельзя.
Составители считают, что все три темы одинаковые по сложности, но, по мнению большинства выпускников, самая простая — это описание, а самая сложная — рассуждение. Что бы вы ни выбрали, вам предоставят опорные вопросы.
Главное в монологе — учитывать логику при любом типе речи. Также помните, что фразы считаются по количеству грамматических основ.
Если ученик выбирает описание, он должен в 10 фразах рассказать о черно-белой фотографии из КИМа. Как правило, описание начинают с фразы: «Передо мной фотография. На ней я вижу…». План описания такой:
Повествование — это небольшая последовательная история, так что следите за логикой. В задании также попросят осветить несколько вопросов. План повествования выглядит так:
Рассуждение по структуре похоже на сочинение: вступление, основная часть, заключение. Здесь важно заявить тезис, далее его аргументировать и подвести итог. План таков:
Максимальный балл за монолог — 3. Частая ошибка здесь — выстраивать вопросно-ответную форму изложения. Монолог должен выглядеть как цельный текст, а не как ответы на вопросы. Он должен содержать нужное количество фраз. Если фраз будет 9, а не 10, вычтут балл. Считайте их самостоятельно, еще лучше — составить 11 фраз.
Четвертое задание - диалог
Экзаменатор-собеседник задает вопросы, которые представлены у него на карточке. Ученик их не видит, только слышит. Необходимо без подготовки ответить на три вопроса, хотя их может быть больше. После диалога экзамен окончен, ученик возвращается в класс после проверки качества записи его аудиоответа.
Максимальный балл здесь — 2. Важно ответить развернуто, объяснить причину и следствие — иначе снизят результат. В целом большинство вопросов построены так, что ответить односложно не получится. Если ученик не справляется, собеседник может задать ему наводящие вопросы.
Критерии оценивания
Кроме оценки за конкретное задание, эксперт выставляет баллы за общую грамотность ответов: за задания можно заработать 12 баллов плюс 8 дополнительных, итого 20. Всего критериев пять:
Методы подготовки
Главный ресурс — это раздел на сайте ФИПИ, посвященный экзамену. Там опубликованы демоверсии, критерии оценки.
Что можно делать самостоятельно:
Автор статьи - Барышева Светлана Викторовна