Пора отпусков в самом разгаре! 10.07.2025

Многие семьи отправляются в долгое путешествие к месту отдыха на поезде, автобусе, самолете или на машине. Как же сделать долгую дорогу приятной для всех? Чем занять ребенка?

Пора отпусков в самом разгаре! И многие семьи отправляются в долгое путешествие к месту отдыха на поезде, автобусе, самолете или на машине. Как же сделать долгую дорогу приятной для всех? Чем занять ребенка? Советами с нами поделилась мама воспитанницы детского сада Дианы - Урусова Юлия Анатольевна.


Путешествовать с дошкольником можно и даже нужно, но это требует определенной подготовки. Длительные поездки могут быть утомительными для ребенка, поэтому важно соблюдать регулярные перерывы для отдыха и физической активности. Удобное автокресло (если передвигаетесь на машине), достаточное количество напитков и перекусов, а также разнообразные развлечения сделают поездку комфортной. При правильной организации путешествие с малышом будет интересным и увлекательным для всей семьи.

Вот несколько идей для интересного совместного времяпрепровождения в дороге:


  • Смотрим в окно и играем. Окно — это не просто способ наблюдать за дорогой, но и настоящая площадка для увлекательных игр. Можно придумать массу развлечений, которые позволят малышу не скучать и весело провести время в поездке.

Игра «Найди цвет». Задача ребёнка — найти на улице предметы определенного цвета. Например, мама говорит: «Найди что-то красное», а малыш ищет машины, автобусы или дома нужного цвета.

«Считаем транспорт». Ребёнок может посчитать все грузовики или, например, красные машины, которые попадутся вам на пути. Это не только займет его внимание, но и поможет развивать навыки счёта.

«Кто куда едет?». Родитель может предложить малышу пофантазировать: Как ты думаешь, куда едет эта семья в синей машине? или Куда спешит этот автобус? Такие вопросы развивают воображение и заставляют задуматься о мире вокруг.

«Заметь необычное». Игра отлично подходит для детей постарше. Предложите им найти что-то необычное за окном, например, странный дорожный знак, редкую марку машины или смешную рекламу.


  • Наблюдение за облаками. Облака за окном — это настоящий источник вдохновения и повод для увлекательной игры.

«Что напоминает облако?». Попросите ребенка внимательно смотреть в окно и угадывать, на что похоже каждое облако. Такие игры отлично развивают воображение и учат замечать детали.

«Придумываем истории». Если облака напоминают разные фигуры, можно предложить ребёнку придумать, как они связаны. Например, пусть он расскажет, как слон на облаке догоняет волшебный автобус. Эта игра поможет малышу развивать навыки рассказывания историй.

«Считаем облака». Простое развлечение, которое понравится даже самым маленьким. Пусть малыш попробует посчитать, сколько облаков видно в небе. Если это слишком легко, усложните задачу: пусть считает только большие облака или только те, что похожи на животных.

«Гонки облаков». Если за окном дует ветер, предложите ребёнку выбрать «своё» облако и следить, какое из них окажется самым быстрым.


  • Угадай-ка. Это отличный способ развлечь детей в дороге, ведь она подходит для любого возраста и не требует никаких дополнительных материалов. Она развивает мышление, внимание и воображение, а также помогает родителям провести время с ребенком весело и с пользой.

«Загадываем предметы». Один из игроков загадывает какой-либо предмет, который можно увидеть в дороге, и описывает его, не называя напрямую. Другие участники начинают угадывать.

«Кто я?». Ребёнку загадывают образ (животное, персонажа, транспорт), а он задает вопросы, чтобы угадать. Например, «Я животное? Я умею летать? Я живу в лесу?». Это развивает логику и помогает формировать правильные вопросы.

«Цвета в игре». Загадывайте предметы определенного цвета: «Я вижу что-то красное, что это?». Для малышей можно выбирать яркие цвета, которые проще заметить.

«Угадываем звуки». Родитель может издавать звуки (например, гудок машины или шум самолёта), а ребенок угадывает, что это за объект.

«Кто летает». Эта игра увлекает детей любого возраста и помогает развивать внимательность, логику и воображение. Правила игры: Водящий называет предметы или живых существ, а участники должны быстро отвечать, летает этот объект или нет. Например: «Самолёт?» — «Да!», «Слон?» — «Нет!». Усложняем для старших. Можно добавлять хитрые вопросы, чтобы усложнить задачу. Например: «Воздушный шар?», «Бабочка?», «Камень, брошенный вверх?». Это заставит ребёнка задуматься. Интересные вариации. Можно ограничить тематику: «Кто летает в лесу?», «Что может летать в сказках?». Это сделает игру более познавательной.

«Так или не так». Эта словесная игра хорошо подходит для дороги и помогает не только занять детей, но и развивать у них логическое мышление и внимание. Как играть: Водящий произносит утверждения, а остальные игроки отвечают «так» (если утверждение верное) или «не так» (если неверное). Например: «У самолёта есть хвост?» — «Так», «Лошадь умеет летать?» — «Не так». Добавляем юмор. Вопросы могут быть и забавными, например: «Крокодилы едят мороженое?», «Можно ли летать на облаке?». Это добавит игре веселую нотку.


  • Рисование. Рисование — отличный способ, чем занять ребенка в поезде или машине. Это не только развлечение, но и возможность развивать творческие навыки, фантазию и моторику.

Детям младшего возраста подойдут простые раскраски или альбомы с наклейками. Ребятам повзрослее можно предложить рисовать пейзажи за окном или придумать весёлых персонажей. Чтобы добавить элемент игры, попробуйте загадывать, что изобразить, — например, дом, машину или животное.

«Угадай, что я рисую». Один участник рисует, а остальные пытаются угадать, что именно он изобразил.

«Творческие задания». Задайте ребёнку тему, например, «Какой будет наша машина через 10 лет?» или «Что мы увидим в конце путешествия?». Такие задания стимулируют фантазию и делают рисование ещё интереснее.


  • Игры в слова. Это простой и увлекательный способ, чем занять детей в поезде. Они помогают развивать словарный запас, тренируют память и внимание.

Классическая «Словесная цепочка». Один игрок называет слово, а следующий придумывает слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего.

«Что взяли в дорогу». Каждый по очереди называет предмет, который можно взять в путешествие, но с условием, что его название должно начинаться на следующую букву алфавита: «А — аптечка, Б — бутылка, В — вода и т.д.».

«Слово в слове». Игроки ищут слова внутри других слов. Например, в слове «путешествие» можно найти «путь», «есть», «весь».


  • Игры с пальчиками. Игры с пальчиками особенно интересны малышам, так как они развивают мелкую моторику, координацию и внимание.

«Классические потешки». Вспомните «Сорока-ворона» или «Ладушки».

«Забавные задания». Предложите ребёнку сделать пальчиковый театр: «Покажи, как медведь идет по дороге», «А теперь как летит самолёт».

Игра «Чей пальчик сильнее». Два игрока сталкивают указательные пальцы, стараясь «сбить» палец противника. Весело и просто!

Дети повзрослее могут пробовать сложные «пальчиковые фигуры», например, «замок» или «дерево». Это займет их на некоторое время и вызовет интерес.

«Поймай мою руку». Эта активная игра подойдет для перерыва в долгой дороге, чтобы снять напряжение у детей. Как играть: Один из родителей или старший ребёнок кладёт руку на колени, а малыш пытается её "поймать". Водящий быстро убирает руку в последний момент, чтобы не дать себя схватить. Усложняем задачу. Если дети постарше, можно вводить правила: «Ловим только, если я скажу слово 'поймай', а если другое — убирай руку». Весёлое соревнование. Устроите небольшой турнир: кто поймает руку большее количество раз за минуту. Это добавит азарта и задора.


  • Сочинить рассказ о путешествии. Пусть ребёнок описывает всё, что видит, свои ощущения от поездки, а взрослые запишут это на диктофон или просто в блокнот. А по окончании поездки прочитают всей семьей.

Итак, это были игры, не требующие особой предварительной подготовки.

  • А теперь развлечения, к которым родителям нужно будет подготовиться до начала поездки.

«Вижу вокруг (поиск сокровищ)». Искать разные предметы можно вокруг себя и в дороге, внимательно разглядывая проезжающие машины, придорожные кафе, пейзажи и так далее. Нарисуйте на карточках разные предметы, которые можно встретить в дороге: номера машин, кодификаторы регионов, названия населенных пунктов, дорожные знаки, виды транспорта (микроавтобусы, поезда, грузовики, самолеты, вертолеты, катера и так далее), дорожные объекты (мосты, переходы). Такие карточки надо подготовить заранее, можно поручить это детям: нарисовать или вырезать из журналов, или сделать наклейками предметы, которые могут встретиться на пути.

«Магнитная доска для рисования» или планшет для рисования. Возьмите самую обычную магнитную доску со специальным карандашом, с которой все стирается одним движением руки или простой детский планшет для рисования. Удивительно, но в дороге их любят использовать не только малыши, но и дети постарше.

«Папка-развивалка» с распечатками. Дорожную «искалку» можно вложить в большую папку на кольцах вместе с разными распечатками, которые помогут скрасить время в поездке. Можно вложить в такую папку самые разные варианты развивалок и развлекалок: лабиринты, поиск слов, кроссворды, задания «соедини точками», «дорисуй» и так далее. Каждую распечатку можно вложить в файл - тогда получится многоразовая книга развивашек, если на файле рисовать стирающимся маркером.

Тонкая тетрадь в клетку и карандаш - для игр, в которые удобно играть в поездке: крестики-нолики, чепуха, слова, виселица, змейка, коридорчики, балда, морской бой и так далее.

Наклейки, журналы с наклейками. Есть журналы, страницы которых состоят из одних только наклеек на какую-нибудь тему. Есть развлекательные журналы с небольшим набором наклеек, есть отдельно продающиеся наборы наклеек. Все берите с собой. И что-то, на что не жалко будет приклеивать все это богатство: кружка-термос, альбом, блокнот, пластиковый поднос и т.п.

«Книги-гляделки». Чтобы не рисовать самим дорожные «искалки», можно просто купить большие специальные книги, они так и называются - книги-гляделки.

Многоразовые наклейки на окна. Гелевые наклейки очень приятные на ощупь, легко приклеиваются и хорошо отклеиваются от гладких поверхностей. Купите несколько наборов и пусть ребенок наклеивает их на стекло рядом с собой.

«Банка-искалка». Пластиковую прозрачную бутылку можно наполнить разными мелкими игрушками, пуговицами, безделушками и засыпать рисом или пшеном. Каждый раз встряхивая бутылку, из крупы будут появляться все новые предметы, а ребенку интересно за этим процессом наблюдать и предугадывать, что появится сейчас.

«Алюминиевая фольга». Много-много алюминиевой фольги может заменить собой пластилин. В дорогу пластилин не лучший вариант для развлечений, а вот фольга может стать его альтернативой. Не пачкается, легко мнется и переделывается.

«Пушистая проволока». Разноцветная пушистая проволока всегда пригодится в дорогу. Она мягкая, послушная, очень легко гнется. Из нее можно делать и игрушки, и украшения, и просто мять в руках.

«Игрушки-антистресс». Тоже не помешают в дороге. Берите ту, к которой ребенок привык, которая его действительно успокаивает. Если такой игрушки еще нет в вашем арсенале, возьмите на пробу несколько в дорогу.

Магнитные шашки, шахматы, и пазлы помогут развить логику и внимание и скоротать время с пользой.

Музыка. Заранее создайте плейлист с любимыми песнями и слушайте их вместе. А также можно попросить ребенка угадать песню по нескольким первым секундам.


  • Важно помнить, что дошкольнику необходимо чередование видов деятельности. Не стоит задерживаться на одном занятии слишком долго, чтобы ребенок не устал.

Родителю следует привлекать внимание ребенка к развлечениям и быть рядом.

В дороге используйте игры и активности, которые развлекают и развивают внимание, воображение и моторику. Просмотр мультфильмов на телефоне – это крайняя мера.

Также следует убедиться, что все игрушки и предметы для игр безопасны для ребенка.

Выбирайте активности в зависимости от вида транспорта, на котором передвигаетесь. Ведь между тем, чем можно позволить себе заняться с ребенком в собственной машине и в общественном транспорте, например, в самолете, есть существенная разница.

Не забывайте о потребностях ребенка в перерывах и отдыхе. При планировании дороги с дошкольником, учитывайте интересы и предпочтения ребенка, чтобы сделать поездку комфортной и увлекательной для всех участников.

Счастливого пути!

Автор статьи - Урусова Юлия Анатольевна