Методическое объединение учителей иностранных языков на тему «Развитие функциональной грамотности учащихся» 24.03.2025

Что такое функциональная грамотность и для чего она нужна? Заглянули на кафедру иностранных языков и узнали, какие методики используют педагоги для формирования и развития у детей этого важного навыка

В нашей школе состоялось заседание методического объединения учителей иностранных языков на тему «Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках иностранного языка».


Что такое функциональная грамотность? Это способность человека применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. В условиях современного образования она становится ключевым навыком, и задача учителей – формировать её у учащихся через различные виды деятельности на уроках.


На заседании прозвучали выступления педагогов:

1. Орлова Т.А. – «Формирование читательской грамотности на уроках английского языка»

Татьяна Андреевна поделилась эффективными приёмами работы с текстами разных жанров. Она отметила, что важно не только понимать содержание, но и анализировать, интерпретировать и использовать информацию в практических задачах. Были предложены упражнения на прогнозирование, поиск ключевых идей и критическое осмысление прочитанного.


2. Мушкарина С.Ю. – «Математическая и естественно-научная грамотность в контексте изучения иностранного языка».

Светлана Юрьевна продемонстрировала, как интегрировать задачи с элементами математики и естественных наук в уроки иностранного языка. Например, анализ графиков, таблиц и диаграмм на английском, немецком или французском языках помогает учащимся развивать межпредметные связи и применять язык в новых контекстах.


3. Самарханова Е.Э. – «Креативное мышление и проектная деятельность как инструменты развития функциональной грамотности»

Елизавета Эдуардовна представила опыт работы над проектами, где учащиеся не только совершенствуют языковые навыки, но и учатся решать нестандартные задачи. Примеры: создание презентаций, видеороликов, квестов на иностранном языке. Такой подход мотивирует школьников и развивает их самостоятельность.


4. Урусова Ю.А. – «Глобальные компетенции и финансовая грамотность на уроках иностранного языка»

Юлия Анатольевна рассказала о том, как обсуждать с учениками темы экономики, экологии и межкультурного взаимодействия. Работа с аутентичными материалами (статьями, подкастами, видео) помогает учащимся понимать мировые тенденции и применять язык в реальных ситуациях, например, при планировании бюджета или обсуждении экологических проблем.


В ходе обсуждения педагоги обменялись идеями, разработали фрагменты уроков с заданиями на развитие функциональной грамотности и пришли к выводу, что:

- важно использовать «аутентичные материалы» (новости, блоги, научные статьи);

- внедрять «межпредметные связи» (история, география, экономика);

- применять «интерактивные методы» (дискуссии, ролевые игры, проекты);

- развивать «критическое и креативное мышление» через анализ и творческие задания.


Проведённое методическое объединение позволило учителям иностранных языков систематизировать подходы к развитию функциональной грамотности и наметить дальнейшие пути работы. Использование современных методик поможет учащимся не только овладеть языком, но и успешно применять его в жизни.

Автор статьи - учитель английского языка
Светлана Юрьевна Мушкарина