Осталось меньше недели до начала учебного года. Кто-то из ребят уже собирает рюкзак, кто-то отталкивает эту мысль, желаю продлить отдых, кто-то желает в последние каникулярные деньки подпитаться чем-то полезным. Любое из этих состояний связано с эмоциональным интеллектом.
О нём мы сегодня и поговорим с учителем русского языка и литературы Барышевой Светланой Викторовной.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.
- Каковы особенности ЭИ подростков?
- В этом возрасте дети нестабильны в проявлении эмоций, не со всеми чувствами они могут совладать, они осознают свою исключительность и неповторимость (их надо в этом поддержать), часто конфликтуют из-за противопоставления себя всем остальным, часто из-за различных физиологических изменений не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.
- Как узнать человека с высоким ЭИ?
- Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. С такими людьми чаще хотят дружить эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям. Поэтому формировать эмоциональный интеллект надо с дошкольного возраста, правильно реагируя на крик, плач или другие проявления в поведении детей.
- Зачем это детям и как это связано с учёбой?
- Это поможет им в общении, повысит продуктивность и результативность в учёбе, научит контролировать себя и свои эмоции, научит разбираться в людях, укрепит уверенность в себе, позволит быстрее принимать решения в трудных или непонятных ситуациях.
- Какие рекомендации можно дать родителям и взрослым?
- В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родителям важно научить ребёнка правильно пользоваться своими эмоциями. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» И пробовать анализировать, с чем это состояние связано.
Есть много разных методик по определению уровня ЭИ. Но хочется вспомнить несколько простых упражнений для детей разного возраста, не требующих длительной подготовки.
Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.
Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями.
По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда...». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.
Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.
Для отслеживания позитивных эмоций составьте:
«Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
«Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
«Дневник успеха», который помнит только хорошее.
В целом, стратегии развития эмоционального интеллекта включают воспитание характера, моделирование позитивного поведения, поощрение людей, думающих о чувствах других и ищущих способы быть более сочувствующими по отношению к окружающим.
Теперь, когда мы вспомнили некоторые факты об эмоциональном интеллекте, можно найти любой тест и пройти его, чтобы понять уровень своего ЭИ. Всегда есть возможность что-либо откорректировать, перед нами много образцов людей с высоким ЭИ. Будем стремиться к идеалу!